Израиль Моисеевич Срибнер
Израиль Моисеевич Срибнер (1886 - 1969) - профессор, патофизиолог, участник Первой мировой войны, узник концлагеря в Доманёвке.
![]() |
Из книги "Маленькие истории Французского бульвара" |
По материалам различных воспоминаний о профессоре И.М. Срибнере проследим его биографию.
Воспоминания Н.Г. Срибнер-Антоненко(жена младшего сына И.М. Срибнера):
«Он родился 18 мая 1886 года в Бессарабской губернии, учился в Новороссийском университете на медицинском факультете. В 1914 году был мобилизован на военную службу в качестве врача первого разряда и ординатора полевого запасного госпиталя. В 1915 году приказом Командующего 9-й армии был награждён орденом Св. Станислава 3-ей степени за работу под огнём неприятеля, а в1916 - орденом Св.Станислава 2-й степени.
![]() |
Переписка о награждении орденом Св. Станислава 3-й степени |
![]() |
Из книги "Маленькие истории Французского бульвара" |
И.М. Срибнер с 1918 по 1922 год работал врачом Одесской городской больницы, а с1923 по 1931 годы – ассистентом Одесского медицинского института. Последующие 10 лет (1931-1941) - профессор, заведующий кафедрой института усовершенствования врачей...»
![]() |
Список професорсько-викладацького складу ОІНО за 1920-1930 роки. В.В. Левченко "Історія Одеського інституту народної освіти(1920-1930 рр.). |
![]() |
Из справочника "Вся Одещина" на 1928 год. |
Леонид Дусман в статье «Как мы боролись и выживали" писал о гетто на Слободке:
«Поводом для создания больницы послужили вспыхнувшие эпидемические заболевания и стремительно увеличивающиеся количество обмороженных дистрофичных и просто ослабевших людей. Массовые акции уничтожения в Одессе были отменены, поэтому в соответствии с приказом губернатора №35 от 02.01.1942 евреев, здоровых и больных, нужно было «эвакуировать». Больница предназначалась для «подготовки больных к эвакуации». Инициативная группа собирала золотые изделия и другие ценности и регулярно передавала румынской администрации - это была плата за жизнь.
Врачи-евреи на собранные средства, с помощью врачей-неевреев, организовали внутреннюю больницу, которым многим спасла жизнь. Организаторами больницы были еврейские врачи, такие же узники гетто – доктор Петрушкин (легенда довоенной Одессы), профессора Адесман, Срибнер. С ними самоотверженно и бескорыстно трудился коллектив медработников-евреев…»
Из книги: Я.Верховского, В. Тырмос «Город Антонеску(ч.2): «Врачи даже самые высокопрофессиональные, такие как, например, профессор Срибнер, не имевшие возможности «заплатить», к работе не допускались.
Вспоминает Каплер: «В еврейском комитете шум. Разбирают кандидатуры врачей в штат госпиталя. Рассматривают не с точки зрения пригодности, опыта и стажа, а сколько золота сможет внести врач или санитар «на содержание» госпиталя…
Профессора Срибнера жалко, но у него нет денег! Чтобы спасти его, нужно хотя бы устроить его на койке в качестве больного! Но и за это ему придётся заплатить!».
Аркадий Хасин «Возвращение из ада»: «Больных румыны не трогали. Для них был выделен верхний этаж, где хозяйничали врачи из заключенных с белыми повязками на рукавах и красным крестом на повязках. Помню профессора Срибнера, в пенсне, доктора Сушон, доктора Турнера. И еще — "Олю с термометром". У этой энергичной женщины был единственный на все гетто термометр. Не доверяя его никому, она сама измеряла больным температуру и вывешивала для врачей температурные листки.»
Леонид Дусман о концлагере в Доманёвке: «Усилиями одесских врачей – профессоров Адесмана и Срибнера (Петрушкина расстреляли в Мостовом) – была организована больница. Роль этой больницы трудно переоценить. В ней оказывали помощь не только узникам. Местные жители охотно обращались туда за помощью. Из Одессы больницу поддерживала группа одесских врачей-неевреев, которой руководил доктор Гродский, по происхождению – крещённый еврей».
Возвращаюсь к воспоминаниям Н.Г. Срибнер-Антоненко: «Во время оккупации Анна Андреевна жила в Одессе с сыновьями. Виктор был подростком и, чтобы его не угнали в Германию, ему пришлось прятаться. Чтобы спасти своих сыновей, Анна Андреевна уничтожила все документы об их рождении и оформила новые на отчество своего отца, Андрея...»
Уже в марте 1944 профессор Срибнер возвращается в Одессу из концентрационного лагеря и приступает к работе. Н.Г. Срибнер-Антоненко: «С марта 1944 года по 1950 год заведовал кафедрой в Институте усовершенствования врачей. С 1950 года назначен заведующим терапевтическим отделением Городской больницы, где работал до последнего дня своей жизни (умер на 84 году жизни 5 декабря 1969 года в своём кабинете от инсульта). И.М. Срибнер свободно владел французским, немецким и английским языками, был автором большого количества трудов, монографий».
![]() |
Из книги "Маленькие истории Французского бульвара" |
Фотография А.Крантова, 2021 г. |
Коментарі