Григорий Исаакович Арбер

Участок №


Григорий Исаакович Арбер (06.03.1953 - 17.03.2010) - портной,  предприниматель,  основатель легкопромышленного холдинга «Arber Group».



Светлана ЛЕХТМАН. Искусство шить в Одессе

"Он одевал одесских докеров и украинских президентов, построил первую в независимой Украине швейную фабрику и основал империю мужской одежды. Его команда создает форму для сборной Украины по футболу и Федерации тенниса Украины, а его фабрики выполняют заказы ведущих мировых брендов. Он – это Григорий Исаакович Арбер. Компания – крупнейший в Восточной Европе легкопромышленный холдинг «Arber Group». 

Экскурсия на одесскую фабрику «Arber» полна открытий. Это одно из самых современных швейных предприятий в Восточной Европе.  – Вот форма для французских железнодорожников, – главный инженер Людмила Михайлова указывает на фиолетовую ткань, – а вот синяя для сотрудников «Эйр Франс».  Далее по курсу – пиджаки, которые фабрика шьет по заказу фирмы «Benetton». Это – не считая собственной продукции «Arber». Мастер демонстрирует итальянские прессы «Rotondi», японские и немецкие устройства.  – А эта немецкая машина для вытачек стоит, как хороший автомобиль, – замечает Людмила Дмитриевна.  В общем, вся Европа – в одном кармане, то есть цеху.

Григорий Исаакович Арбер родился 6 марта 1953 г. в Одессе, в семье рабочих. У него было две сестры, но Гриша был любимчиком, «умницей и спортсменом». К занятиям борьбой относился настолько серьезно, что во время спортивных сборов не пошел на школьный выпускной вечер. В 17 лет сам сшил себе брюки, хотя никогда этому не учился, и даже швейной машинки у него не было. Когда служил в армии, вполне мог сделать военную карьеру – однако не захотел, хотя и привез с собой служебного пса.  При своих способностях Григорий мог поступить в вуз. Но его судьбу решил случай. Портной, знакомый отца, пригласил юношу к себе в ученики. Это оказалось «оно». Через несколько лет Григорий Арбер прослыл лучшим «брючником» Одессы. А при всеобъемлющем дефиците в СССР это означало толпы заказчиков и море работы. 

– Он мог пошить 3-5 пар брюк в день, – вспоминает Ирина Михайловна, супруга Григория Исааковича. – Коллеги над ним смеялись: мы, мол, шьем и по 10-12 пар, но для него главное было – качество.  Друг семьи и коллега Арбера Людмила Дмитриевна подчеркивает:  – Он никогда не спрашивал: кому это? Бытовало тогда мнение, что прокурору нужно получше. А он спрашивал: почему лучше? Почему лучше, чем грузчику? Одинаково должно быть.  В конце 70-х Одессу охватила джинсовая лихорадка. Заветные штаны моряки приво­зили из-за границы и продавали за басно­словные деньги – 100-120 рублей. Это был заработок инженера за месяц. Арбер решил, что может делать джинсы не хуже импортных, и принялся за работу.   

В интервью журналу «Фокус» Григорий Исаакович вспоминал: «Джинсовую ткань, специальные нитки для прострочки швов, пуговицы, заклепки, другую фурнитуру приво­зили из-за границы. Затем развозили работу по “малинам”. В одном месте делали раскрой, в другом – шили, в третьем – набивали заклепки и пришивали “лейблы”, в четвертом – запаковывали в целлофан. Специальный агент принимал работу, расплачивался и забирал готовую продукцию».  Это был рискованный бизнес, на котором в те времена можно было заработать состояние, а можно было – и тюремный срок. Грише Арберу, видимо, повезло. 

Год 1999-й ознаменовался регистрацией торговой марки мужской одежды «Gregory Arber». Идея названия родилась в семье. Ирина Михайловна вспоминает, что мужа пришлось уговаривать. В итоге он согласился, но грозил, что на презентации ходить не будет.  В 2001 г. был открыт первый фирменный магазин. Генеральный директор «Arber Group» Вадим Золотаревский отмечает: На этапе зарождения компании была правильно выбрана ниша, в которой никто не работал. Мы позиционируем себя на сегменте «средний» и «средний плюс» мужской классической одежды. Каждый год мы совершенствуемся. Не останавливаемся на месте… Григорий Исаакович был интеллектуальным и нравственным стержнем компании. Он с самого начала внедрял те принципы в работе с людьми и контрагентами, которыми пользовался и в жизни. Глубоко порядочный, интеллигентный человек, настоящий профессионал. Занимался своим делом с любовью, с интересом, даже с азартом. Всегда искал новые пути решения тех или иных задач, ставил новые задачи.  Можно сказать, что девиз Арбера был – «только вперед». После открытия магазина он основывает фабрику. Закупает за границей новейшее оборудование. Ездит по украинским швейным фабрикам, немецким, итальянским, турецким, китайским, – и постоянно учится, а потом учит сотрудников. И, конечно же, много работает. 

– Тяжелые были времена, работали и ночами, без выходных, на грани физических сил, – вспоминает директор по производству Илларион Мендров. – В самом начале была большая проблема: 40 человек швей пришло, а еще 50, которых набрали, надо было учить, а учить не на чем – не было заказов. А заказов­ не было, потому что не было производственной мощности. Замкнутый круг! Круг решили разорвать: купили дешевую ткань, сделали лекала и стали тренировать мастериц. В результате мы нашили целый склад красных и зеленых пиджаков. Работницы приобрели квалификацию, но легче не стало. Начали поступать заказы. Приходилось при мощности фабрики в две тысячи единиц продукции в месяц брать заказ и на три с половиной тысячи. Отказываться нельзя. Собственная торговая сеть уже загружена. – Как сделать так, чтобы выполнить заказы итальянцев, немцев и англичан – в большем объеме и в договорные сроки? Вот это была проблема! – вспоминает Илларион Владимирович. И подчеркивает, что удалось справиться только благодаря способности Григория Арбера объединять людей:  – Благодаря ему предприятие сохранилось. Он был и магнитом, который всех притягивал, и клеем, который всех объединял. Все были рядом с ним, никто не хотел уходить, как бы ни было тяжело. – Мог любую машинку починить: первое время у нас не было механиков. Мог подсесть к швее и показать, как правильно выполнять операцию, – продолжает Людмила Дмитриевна. – Говорил: чтобы добиться производительности труда нужно меньше суетиться и знать приемы работы. Сам шил очень быстро и качественно. Он был добряк по натуре. Очень сдержанный, внимательный, терпеливый. Никогда не унизит рабочего человека. Всех помнил, поздравлял в дни рождения. Здесь его все любили. Мы вместе отмечали и наш Новый год, и еврейский.  – Он был очень настоящий – не поддельный, а настоящий. Настоящий руководитель, друг, – вспоминает начальник цеха Надежда Нападовская. 

Какие бы задачи Григорий Исаакович ни ставил, его поддерживала семья. Ирина Михайловна взяла на себя управление торговой сетью, приемный сын Юрий Шпирт – финансовые вопросы. Впрочем, дом – это не производственный цех. Здесь можно и расслабиться. Например, организовать тематическую вечеринку для друзей и нарядиться то почтальоном Печкиным, то Чарли Чаплином.  – Скучно не было, – говорит Ирина Михайловна. – Мы встречались с друзьями. Он много читал. Один из любимых героев – Мартин Иден. Вообще-то муж был романтиком. Однажды, например, договорился с водителем пожарной машины – и через окно в спальню доставил розы... При этом в доме Григорий Исаакович все умел сделать: и уложить паркет, и починить кран, а как-то, в эпоху дефицита, из деревянных линеек изготовил мебельную стенку.  Любил он ходить в баню по четвергам – эта привычка у него сохранилась с 15 лет. По утрам делал пробежку у моря. А когда тяжело заболел, старался хотя бы пройтись.  Григория Исааковича не стало этой весной. Ему было 57 лет. Родные, друзья, коллеги все еще не смирились с трагедией. Людмила Дмитриевна говорит:  – Я поражаюсь, как Б-г мог забрать такого человека. Все думаю, что он куда-то уехал…"

Источник

Источник

Фотография А.Крантова, 2021 г.


Коментарі

Популярні публікації